Эволюция LED освещения: история развития светодиодов

Эволюция LED освещения: история развития светодиодов

Обнаружили это загадочное свечение случайно. Впрочем, так обычно случаются прорывы в науке – ищут одно, а находят другое. А вот за дальнейшее развитие LED-технологий следует благодарить рекламщиков, маркетологов и мерчендазеров. И здесь слепой случай ни при чем. Ведь именно эти «шаманы» и знатоки человеческих слабостей двигают прогресс последние лет 50.

Скромное сияние

На начальном этапе свет, исходящий от полупроводника, носил странное имя – эффект Лосева. Сейчас подобные названия дают разве что мистическим триллерам. Но как это часто бывало в СССР, эффект Лосева остался объектом дальнейших исследований, а практическое применение произошло в США в 1962 году. Но до LED (в сегодняшнем понимании этого слова) еще было далеко.

Основная проблема заключалась не только в высокой себестоимости светодиода, но и в узком спектре светоизлучения. Поэтому диоды применялись сугубо в качестве индикаторов в разнообразных электроустройствах. Многие из читателей наверняка еще застали те «теплые ламповые времена».

Чуть позже включилась рекламная индустрия – диоды стали использовать в наружной рекламе. Из отдельных элементов собирались мигающие панели, иногда совершенно гигантских размеров. Особенно отличились крупнейшие города США – центр мировой торговли Нью Йорк, столица игорного бизнеса Лас Вегас.

Правда, этот период прошел мимо отечественного бизнеса, лишь малость зацепив самых продвинутых наших коммерсантов. Тогда для привлечения клиентов достаточно было чернилами написать на картонке цену и наименование товара. Второе было не обязательно. В стране вечного дефицита конкуренции как таковой еще не было.

В это время в цивилизованном мире стали задумываться об экономии энергоресурсов. Намечался период неуклонного роста цен на традиционные углеводороды. За дело взялись японцы, претендующие на роль самой техногенной нации. Они сумели получить синий светодиод (LED), а следом и Нобелевскую премию. Произошло это буквально «вчера» и на наших глазах – в 90-х годах ХХ века.

Синий диод – важный кирпичик в становлении технологии LED. Цвет, как известно, зависит от состава сплава полупроводника – в этом была загвоздка у исследователей. А от смешения красного, зеленого и синего спектров (RGB) получается белый. С этого момента LED стали рассматривать в качестве основного освещения.

LED: преимущества

Основным преимуществом LED является низкое энергопотребление на фоне растущей производительности. Т. е. технология продолжает совершенствоваться, но и на этом этапе экономический эффект от использования светодиодов существенен.

Это оценили автопроизводители, ведь запас энергии на борту авто ограничен. Выкроенные таким образом киловатты можно применить на другие дополнительные опции, а значит – увеличить ценник на новую машину. Что же касается электромобилей, то там LED и вовсе незаменим.

Кроме того, LED лампы отличаются долговечностью. Этот факт даже на фоне относительно высокой себестоимости, которая неуклонно снижается, приводит к экономии человеческих ресурсов – требуется меньше персонала и человеко-часов на обслуживание инфраструктуры.

Эффект особенно заметен для больших объектов – торгово-развлекательных комплексов, спортивных сооружений, а также других центров торговли, где свет определяет качество бизнеса и влияет на торговую выручку.

LED, формирующий реальность

Речь не только об освещении непосредственно торгового зала и внешней подсветки зданий, хотя и здесь LED играет важную роль. Без хорошего света не продать ни товары люкс, ни фрукты, ни мясо.

Проверьте сами сегодня вечером, зайдя в супермаркет – овощи на витрине выглядит намного аппетитнее, чем дома на кухне, когда вы выкладываете покупки из пакета.

Правильная подсветка – основа успешного мерчендайзинга

LED стали незаменимы в кинотеатрах, в концертных залах и на спортивных аренах благодаря своей способности мгновенно выходить на рабочий режим. Галогенным лампам для этого требуется 15 минут.

Все «домашние» ледовые дворцы команд НХЛ, причем как первого, так и второго дивизионов, оснащены LED светильниками. Сегодня это уже обязательное требование организаторов хоккейной Лиги.

Вообще сфера развлечений преобразилась с распространением этой технологии. А между прочим, именно это направление бизнеса признается главным в ХХI веке всеми футурологами Планеты. Это подтверждают гуру маркетинга:

Прежде чем что-то продать, клиента надо как следует развлечь

Вслед за предпринимателями технологию LED стали применять коммунальные хозяйства. В Канаде, например, сейчас идет компания по перевооружению даже университетских и школьных спортивных комплексов на LED. А все новые объекты проектируются с учетом применения LED светильников. Некоторые, особенно северные города этой страны полностью перешли на LED освещение улиц, зданий и дорог.

LED и городская среда

LED стал влиять на качество жизни горожан. Замечено, что чем обширнее ночное освещение, тем безопаснее городская среда. Люди скорее готовы терпеть плохие дороги и нерасторопность в чистке улиц во время снегопадов, чем отсутствие качественного уличного освещения.

Подсвеченная светодиодами городская архитектура формирует иное представление о городской среде. Любой город, претендующий на соответствие международным стандартам, заботиться не только о современном освещении своей деловой, центральной части, но и должном световом оформлении спальных кварталов. Это положительно сказывается на стоимости городской недвижимости.

В постиндустриальную эпоху уже не промышленность, а качество среды обитания определяет успешное развитие крупных городов. Опыт европейских  городов только подтверждает это.